А мы продолжаем гулять близ станции метро Кропоткинская
Гулять
Пречистенка 1 - Остоженка 2. Вот такой интересный адрес у наших палат образовался.)
Жил-был на свете Борис Гаврилович Юшков. Боярин был знатный, да не абы кто, а дядька самого царевича Иоанна Алексеевича, братца Петрова. Воспитатель, значит. И было у боярина этого в Белом городе землицы мноого. Весь участок - стрелка между Остоженкой и Пречистенкой - ему принадлежал. Выстроили для него в 1680 году и наш домик. Палаты эти главным домом усадебным были, центром её.
Но недолго зажился в палатах Юшков. Перешли палаты стольнику Головину, а уж от него и к зятю его перебрались. Может, слышали вы фамилию зятя-то? Голицин, Михаил Михайлович. Только младший. Тоже оочень важный человек. При Петре I к делу морскому приохотился и карьерой занялся. И у голландцев обучался, и у англичан. Вот такой молодец. Во многих победах прославился, а при Елизавете вышел даже в президенты Адмиралтейств коллегий - ведомство морское.
Куда уж такому молодцу в Москве засиживаться. Сменил он свой московский адрес. А в конце 1760 и вовсе усадьба не у его потомков осталась, а у Лопухиных. Жил здесь в начале XIХ столетия юный красавец Павел Петрович - кавалергард, будущий декабрист.
Вообще, ирония у них семейная с отцом вышла. Павел Петрович, значит, декабристом был, а отец его, Петр Васильевич, председателем Верховного Уголовного суда по делам декабристов служил. То ли судьба, то ли отец постарался, а отпущен был наш Павел Петрович после допросов без последствий. Ну а что, в организациях состоял, а на площадь не ходил же. А вообще, господа, тёмное дело и к нашему домику прямого отношения не имеющее. Потому как после 1812 года домик наш купцам продали. Разным причём. Ух сколько их сменилось-то во владельцах, купцов-то этих. И так они палаты перестроили - страсть. Вовсе не узнать былых палат. В 1820-то что удумали! Взяли и лавки понастроили, да так, что все палаты они и закрыли красивые.
В 1899 году решил купить палаты сын знаменитого булочника Филиппова - Дмитрий Иванович. Тот семейное дело продолжал.
Наверняка же вы слышали о булочных Филиппова. Это знак качества был. А самый главный магазин с кофейней у них на Тверской содержался.Это Дмитрий кофейню и открыл.
Умер Дмитрий в 1908 году, а дело своё сыновьям передал. Но выпала революция на долю сыновей. Пришлось им эмигрировать. Да не абы куда, а в далёкую Бразилию. Вот как.
А палаты наши под жильё отдали. В 1972 году решили палаты снести, да и лавки с ними заодно. А зачем им стоять, этим "малоценным постройкам второй половины XIX века"? Только вид портят. Но тут вмешались историки и археологи. Они ребята такие, любят во всё вмешиваться. И это хорошо
Они-то и обнаружили элементы декора XVII века, после чего власти вдруг за реставрацию принялись. То, что мы видим сейчас - более приближенный к первоначальному вариант. Только вот, поговаривают, этажей-то поболе было раньше - три.
А лавки снесли и Энгельса поставили. А чего? Пусть стоит себе Энгельс. А в лавках, к слову, в 1877 году художник жил - В.И. Суриков.
Он написал. И тётеньку известную, боярыней Морозовой прозываемую, - тоже.
Фотографии из тырнетика

Ох, до сих пор помню, как на выпускном экзамене по русскому языку в 9ом классе нам на изложение попался текст про Филиппова
Спасибо снова за интересный рассказ! Я сейчас читаю "Москва и москвичи" Гиляровского, соотношу твои рассказы и то, что в книжке происходит) Только сегодня с утра читала и про дома, что купцам продавали, и про тех купцов, что дома лавками застраивали..
Ааа, мысли летают в воздухе, я твои поймала
А из того, что ты рассказываешь, знала, кажется, только про Чистые пруды)
Неудивительно.. Я и не надеялась)